Адрес райисполкома: 211921, г.п.Шарковщина, ул.Комсомольская, 15
Телефон приемной: (8-02154) 6 13 48
E-mail: rik@sharkovshchina.vitebsk-region.gov.by
  
Главная / Актуальная информация

Информация Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по вопросу перехода к использованию электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации

18.11.2022

Во исполнение пункта 15 Комплекса мероприятий по переходу торговых объектов к использованию электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке (за исключением молочной продукции) и (или) прослеживаемости, на 2021–2022 годы, утвержденного Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Снопковым Н.Г. от 5 ноября 2021 г. № 32/221-569/242 (далее – Комплекс мероприятий), и поручения Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2022 г.
№ 32/221-387/7825р Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) информирует о выполнении Комплекса мероприятий.

В соответствии с мероприятиями, предусмотренными Комплексом, облисполкомами, горрайисполкомами сформированы перечни объектов торговли, подлежащих техническому оснащению для поэтапного внедрения электронного документооборота.

Субъектами торговли и поставщиками внесены соответствующие изменения в договоры поставки товаров на 2022 год; обеспечено выполнение технических требований для электронного документооборота (получены глобальные номера расположения GLN, электронная цифровая подпись (ЭЦП); определены EDI-провайдеры и заключены договоры на оказание услуг в части электронного документооборота.

Проведена работа по разработке внутреннего порядка ведения электронного документооборота в торговых объектах, локальными актами определены ответственные лица, обеспечивающие подписание электронных накладных.

Заинтересованными госорганами проводится системная информационно-разъяснительная работа с субъектами хозяйствования
по вопросам использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости.

Так, в 3 квартале 2022 г. Министерством по налогам и сборам (далее – МНС) проводилось информирование субъектов хозяйствования по работе с электронным документооборотом и нормативно-справочной информацией в сфере электронного документооборота путем размещения следующей информации на странице МНС в социальной сети Instagram:

01.07.2022 – рубрика «Важно знать» тема: «С 01.07.2022 началась реализация пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза»;

14.07.2022 – рубрика «Важно знать» тема: «О необходимости подключения субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот велотоваров, к электронному документообороту»;

30.08.2022 – рубрика «Важно знать» тема: «С 1 декабря 2022 года расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых является предметом прослеживаемости»;

07.09.2022 – рубрика «Важно знать» тема: «О правильном составлении электронных накладных, создаваемых при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости»;

26.09.2022 – рубрика «МНС информирует» тема: «Пошаговый алгоритм действий субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, по внедрению электронных накладных».

На официальных сайтах МАРТ, МНС, Министерства финансов, облисполкомов, Минского горисполкома размещены соответствующие информационные материалы.

По информации Министерства финансов, оператор системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации РУП «Издательство «Белбланкавыд» ежедневно в ходе оказания технической поддержки пользователей проводит разъяснительную работу о необходимости использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных средствами идентификации, нанесенными непосредственно на товары или их упаковку либо на материальные носители, не содержащие элементы (средства) защиты от подделки или знаки защиты. Кроме того, соответствующая информация доводится в рамках тематических семинаров по вопросам маркировки товаров средствами идентификации.

Также ГП «Центр систем идентификации» на ежедневной основе проводит консультации для субъектов хозяйствования, внедряющих применение электронных накладных, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, по вопросам применения международных стандартов автоматической идентификации товаров, работы с Банком электронных паспортов товаров, включая разъяснения положений технических нормативных правовых актов в пределах компетенции.

В соответствии с графиком перехода объектов торговли на электронный документооборот (далее – График), предусмотренным Комплексом мероприятий, по состоянию на 01.10.2022 на электронный документооборот в различных регионах перешли в среднем
от 78 до 100 процентов объектов торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке (за исключением молочной продукции) и (или) прослеживаемости.

При этом крупными торговыми организациями, торговыми сетями работа по внедрению электронного документооборота завершена.

В то же время существуют определенные проблемы перехода на электронный документооборот средних и малых субъектов хозяйствования в связи с отсутствием финансовых средств для его внедрения, а также специалистов для организации работы по переходу на электронный документооборот.

В связи со сложившимися непростыми условиями, вызваннымисложной геополитической обстановкой и санкционным давлением, дляподдержки отечественных предприятий с согласия Главы государствапредоставлена возможность временно
(до конца 2022 г.) не использоватьэлектронный документооборот при маркировке и прослеживаемоститоваров. И меры ответственности к субъектам хозяйствования за необеспечение использования электронного документооборота до 31.12.2022 не применяются.

Вместе с тем, указанный мораторий не освобождает белорусских субъектов хозяйствования от обязанности принятия исчерпывающих мер по переходу к использованию электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации.

На основании вышеизложенного, субъектам хозяйствования всех форм собственности необходимо активизировать работу по переходу торговых объектов к использованию электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке (за исключением молочной продукции) и (или) прослеживаемости.